Cложные инструменты от новокаледонских воронов
Международная команда ученых из Института орнитологии им. Макса Планка в Севиенсе (Германия) и Оксфордского университета показала, что новокаледонские вороны способны создавать инструменты путем комбинирования изначально не функциональных элементов, то есть обладают способностью, которая наблюдалась только у людей и других высших приматов. Новое исследование показывает, что эти птицы практически способны на интеллектуальный подвиг. Сборка из различных компонентов нового инструмента древними людьми считается заметным прорывом в эволюции мозга. У детей уходит несколько лет на то, чтобы научиться создавать устройства для достижения своих целей, вероятно, потому, что они требуют предвидения свойств еще невидимых объектов. Такое предвидение или планирование обычно требует вовлечение творческого умственного моделирования и исполнительных функций (исполнительные функции от англ. executive functions — это гипотетический набор высокоуровневых процессов, который позволяет планировать текущие действия в соответствии с общей целью).
Новокаледонский ворон с его инструментом-палочкой..
Исследование демонстрирует, что этот вид воронов обладает гибкими мыслительными способностями, позволяющими этим птицам решать проблемы, требующие предугадывания свойств объектов, которые они не видят. «Данная работа имеет огромное значение, потому что воронов не обучали, никто не помогал им в выполнении их задач, они доходили до всего сами», — рассказывает первый автор исследования из Института орнитологии им. Макса Планка и Оксфордского университета Огюст фон Байер.
Новокаледонские вороны (Corvus moneduloides) с южной части Тихого океана — это вид, к которому принадлежит знаменитый ворон Бетти, который прославился в 2002 году, поскольку он был первым животным (о котором стало известно), способным делать крючок-зацепку из гнущихся материалов. Тогда ученые смогли продемонстрировать, что этот необычный вид птиц может использовать, и, главное, создавать инструменты в условиях дикой природы. Но до момента сегодняшнего исследования не было известно, что птицы этого вида способны комбинировать несколько предметов для создания необходимого им устройства.
Алекс Кацельник из Оксфордского университета говорит: «Результаты опытов подтверждают, что эти вороны обладают очень гибкими мыслительными способностями, которые позволяют им быстро решать свои проблемы, но не показывают, как именно они это делают. Возможно, они используют какую-то форму виртуального моделирования проблемы, проигрывая различные потенциальные действия в своем мозгу до того момента, пока не находят оптимального решения, согласно которому потом и действуют. Подобные процессы моделируются искусственными интеллектами и реализуются в физических роботах, так что способ лучшего понимания животных и открытие новых способов создания машин, способных автономно принимать решения по поводу проблем, о которых у них не было информации до этого, лежат в одной плоскости.
Исследователи представили восьми новокаледонским воронам клетку-головоломку для изучения поведения животных (англ. puzzle box) которую они раньше никогда не видели, содержащую небольшие порции пищи за дверцей. Это испытательное оборудование имело широкий зазор между дверцей и дном, позволяющий, если пользоваться инструментами, перемещать пищу из одного отсека в другой. Сначала повсюду были разбросаны достаточно длинные палочки, и все птицы быстро брали одну из них, вставляли ее в щель, расположенную перед ними и проталкивали еду в открытую часть коробки. Все восемь птиц сделали это без каких-либо затруднений. В следующих опытах ученые оставили пищу глубоко внутри коробки, но птицам были предоставлены только короткие кусочки палок, каждая из которых была недостаточна по длине для того, чтобы протолкнуть еду в нужный отсек. Эти короткие кусочки потенциально могли быть объединены друг с другом, так как некоторые из них были полыми, а другие могли вставляться внутрь первых.
Без всякой помощи, без демонстрации, четыре ворона смогли частично вставить один отрезок в другой и использовать полученный инструмент для того, чтобы дотянуться и достать еду. В конце своего пятиступенчатого исследования ученые усложнили задачу, снабжая подопытных еще более короткими участками палок. И одна особенно способная птица, ее звали «Манго», смогла сделать сложные инструменты, состоящие из трех и даже четырех частей.
Хотя авторы и не могут полностью объяснить психические процессы, благодаря которым вороны достигают своих целей, способность этих птиц изобретать столь сложно устроенные инструменты интересна сама по себе. Немногие животные способны создавать и использовать инструменты, и даже в процессе развития человека — это умение возникает достаточно поздно. Дети начинают регулярно использовать инструменты в возрасте около 18 месяцев, а изобретать новые начиная с примерно пяти лет. Археологические находки указывают на то, что такие сложные инструменты возникли на достаточно позднем этапе культурной эволюции (вероятно, около 300 000 лет назад, в Среднем палеолите), и их совершенствование шло параллельно с развитием умения планирования, усложнением процессов познания и языковых навыков. Способность воронов создавать новые инструменты не означает, что их когнитивные механизмы совпадают с таковыми у людей или у высших приматов, но их изучение может помочь лучше понять некоторые аспекты физиологии мозга.