Нобелевскую премию по экономике в 2020 году вручили за развитие теории аукционов
Процесс покупки посредством аукциона происходит похожим образом и все же несколько иначе, чем преподносят нам в фильмах, где во время светского раута высокопоставленные люди приобретают «непонятные» картины, несуразные вазы и антикварные вещи за баснословные деньги. На деле аукционы представляют собой процедуру, где продаются и покупаются вещи путем ряда выгодных как для продавцов, так и для покупателей предложений. Все начинается с выставления лота на продажу и назначения цены, за которую покупатель готов приобрести тот или иной аукционный товар. Тем самым покупатель предоставляет продавцу возможность выбора интересующего его варианта, причём иногда речь идёт не только о конкретной сумме, но и о самом покупателе — его персоне, статусе и некоторых других параметров (например, при продаже квартиры или информации).
Теория аукционов представляет собой крайне важный раздел экономики. Различные форматы мероприятия и используемые методологии позволяют совершенствовать не только систему самого аукциона, но и системы налогообложения и голосования, а также других социальных и экономических механизмов. Именно этим разделом экономики занимались профессора Стэнфорда Роберт Уилсон и Пол Милгром. За «развитие теории аукционов и изобретение новых форматов аукционов» в 2020 году им присудили Нобелевскую премию.
Их работа состояла в определении естественных сложностей аукционов и реализации новых форматов в сложных ситуациях. Независимо от того, что является предложением продавца — товары или частные ценности — на него могут влиять некоторые факторы, осложняющие процесс купли-продажи через аукцион. Таковыми являются ситуации, когда на продажу выставлено более одного товара или ценности, являющиеся общими или взаимозависимыми у некоторых участников аукционов. Приведем пример. Если в качестве предложения выступило право на добычу нефти на некотором участке моря или суши, то торги начнутся с суммы, составленной в зависимости от оценки возможной прибыльности добычи, оценки реальный прибыли и, конечно же, оценки количества и качества нефти. Говоря о последнем, здесь подключаются те самые общие ценности, не зависящие от компании, предлагающей право на добычу.
Сравнивая различные форматы аукционов, профессора Роберт Уилсон и Пол Милгром составили их общую картину и проанализировали всевозможные развития событий от подготовки предложения продавца до факта продажи лота покупателю. Наиболее выигрышным вариантом среди всех возможных форматов аукционов они назвали английский аукцион — здесь открытая система ставок всех участников аукциона, которая позволяет оценивать конкурентоспособность покупателей, корректировать личные ценности, а также стратегии для оценивания своих возможностей и заинтересованности других покупателей в предложении. Также лауреатами премии имени Нобеля был предложен ряд дизайнов для проведения аукционов при одновременной продажи товаров в нескольких раундах. Проделанная имя работа позволила по-новому оценить роль аукционов, информацию о конкурентах, что в итоге открыло абсолютно новые горизонты.