Память нужна для выявления отличий
Исследователи обнаружили: мы не можем изменять недавние события, произошедшие в нашей жизни, но то, насколько хорошо мы их помним, играет ключевую роль в том, как наш мозг моделирует настоящее, и прогнозируют будущее. Результаты данного исследования опубликованы в журнале «Journal of Experimental Psychology: General».
Теория памяти событий и их сравнения предполагает, что текущие события извлекают из памяти информацию о связанных с ними прошлых событиях. И картины прошлых событий, и текущее восприятие информации помогают делать прогноз предстоящих событий. Изменения в предстоящих событиях приводят к ошибке прогнозирования и обновлению моделей событий, в то время как повторяющиеся подтверждения правильности этих моделей, как правило, приводят к их стабильности.
«Наша память не для того, чтобы пытаться что-то запомнить. Она для того, чтобы в следующий раз сделать что-то лучше», — говорит автор исследования Джефф Закс, профессор психологии Вашингтонского университета в Сент-Луисе. Его исследование, в соавторстве с Крисом Уолхаймом из Университета Северной Каролины в Гринсборо (UNCG), объединяет несколько возникших в последнее время теорий функционирования мозга, предполагающих, что способность обнаруживать изменения играет решающую роль в том, как мы получаем опыт и изучаем мир вокруг нас. Эта модель, известная как «Теория памяти событий и их сравнения» или EMRC (Event Memory Retrieval and Comparison Theory), основывается на нескольких предыдущих исследованиях Закса и его коллег, которые предполагают, что мозг постоянно сравнивает сенсорный вклад происходящего в настоящее время опыта с рабочими моделями подобных ему прошлых событий, которые были созданы из связанных с данным опытом воспоминаний. Согласно данной теории, когда реальная жизнь не соответствует «модели событий», ошибки прогнозирования и обнаружение изменений запускают каскад когнитивной обработки, который «перепрошивает» мозг, чтобы укрепить воспоминания и о старых моделях события, и о новом опыте. «Мы предоставляем доказательства теоретического механизма, объясняющего, как именно люди обновляют образы в своей картине памяти, чтобы облегчить обработку их изменений в повседневных и других своих действиях», — сказал Уолхайм. «Эти выводы, в конечном итоге, могут прояснить, как обработка повседневных изменений влияет на то, как люди руководят своими действиями».
В своем текущем исследовании Закс и Уолхайм тестировали модель обнаружения изменений с помощью экспериментов, в основе которых лежит давно известный факт, что пожилые люди часто испытывают трудности с запоминанием деталей последних событий. В группах здоровых пожилых и молодых людей были показаны видеоклипы, в которых женщины демонстрировали серию повседневных занятий, таких как приготовление блюд. Спустя неделю им были показаны похожие видеоролики, в которых некоторые детали событий были изменены (например, расположение кастрюли или другой посуды). «Те зрители, которые отслеживали эти „вариации по теме“ в видеороликах, обладали отличной памятью о том, что происходит с ними каждый день, а те, кто не замечал изменений, имели плохую память», — сказал Закс. «Эти эффекты могут объяснять некоторые проблемы с памятью у пожилых людей — в этих экспериментах пожилые люди были менее способны отслеживать изменения, и это объясняет снижение у них некоторых показателей производительности памяти».
Предыдущие исследования Закса и других ученых показали, что мозг разбивает повседневную деятельность на группы отдельных мелких событий или «кусков», и что наша способность идентифицировать переходы между этими «кусками» или определять их «границы» влияет на то, как эти переживания будут закодированы в наших воспоминаниях. Например, простое прохождение через дверной проем, который мозг воспринимает как «границу событий», ухудшает вспоминания того, что мы отлично помнили перед тем, как вошли в новую комнату. Таким образом, иногда мы не можем некоторое время вспомнить причину, заставившую нас войти в эту комнату. Эта модель функционирования мозга, известная как Теория Сегментации Событий (Event Segmentation Theory, EST), в течение последнего десятилетия завоевывает все большее доверие.
Закс — автор книги «Фликер: как фильмы действуют на мозг» («Flicker: Your Brain on Movies»), использовал EST для объяснения того, как мозг обрабатывает видеоролики, сделанные методом ускоренной видеосъемки или с помощью других современных способов создания фильмов. Ролики, которые заставляют зрителей обрабатывать сенсорный ввод так, как не могло быть предусмотрено эволюцией. Модели событий могут основываться на предыдущем личном опыте, но также могут включать в себя восприятие, полученное во время разговоров с друзьями или взятые из книг, фильмов и телевизионных передач, где изображаются аналогичные ситуации. Таким образом, чья-то «модель события» на будущий день свадьбы может основываться на опыте посещения других свадебных церемоний, на традициях семьи и, наконец, интересных моментах, замеченных при повторных просмотрах фильма «My Big Fat Greek Wedding» («Моя большая греческая свадьба»).
Теория памяти событий и их сравнения в недавних исследованиях Уолхайма и Ларри Якоби дает возможность моделированию сегментации событий шагнуть далеко вперед, вводя понятие «память для перемен». Якоби — выдающийся когнитивный психолог, широко известный благодаря своей работе по влиянию сознательно контролируемого на непроизвольные механизмы памяти. В настоящее время он является почетным профессором психологических наук и наук о мозге в Вашингтонском университете. Уолхайм закончил аспирантуру и постдокторскую подготовку в Вашингтонском университете, и теперь руководит лабораторией памяти и познания, имея звание доцента UNCG. В ходе недавних исследований Якоби и Уолхайм опубликовали результаты тестиования участников серии экспериментов с использованием списков, которые включали пары связанных друг с другом слов, в том числе, некоторые списки, в которых первоначально представленное слово было в паре с новым словом. Появление «триггерного» слова в нескольких парах слов, вызывает помехи в процессе его вспоминания, Якоби и Уолхайм обнаружили, что память улучшилась, когда участники узнали об изменениях во время презентации, а позже вспомнили, что это изменение было. Рамка памяти для изменения предполагает, что замечание об изменении имеет решающее значение для создания следа памяти, который связывает все эти события вместе, усиливая наше запоминание первоначально созданных пар, путем осознания изменений и новых пар.
В настоящее время ученые исследует феномены изменений памяти в более приближенном к реальности сценарии, в котором просмотр видео повседневной деятельности заменяет изучение списка парных слов. Кроме того, в исследование добавлен временной элемент: видео представляет деятельность, снятую с периодичностью в одну неделю. Результаты показывают, что установление временных связей, улучшает вспоминание, потому что процесс вспоминание более позднего события оказывается встроенным в контур, включающий напоминание о более раннем событии. Недавние события достраиваются к более ранним событиям, но не наоборот. В целом эти исследования свидетельствуют о том, что основная функция нашей памяти — помочь нам получить соответствующий опыт и связать его с тем, что происходит сейчас. «Наше исследование подтверждает теорию, согласно которой прогнозы, основанные на старых событиях, помогают нам идентифицировать изменения и кодировать новое событие», — сказал Закс. «Воспоминания о недавнем опыте ценны, потому что их можно использовать для прогнозирования того, что будет дальше в подобных ситуациях, и они помогают нам лучше справляться с тем, что происходит в настоящем».