Товары в наличии phone
Товары в наличии
05 июля 2018

Сонливость от движения: как вибрация автомобиля усыпляет водителей

Примерно в 20% дорожных происшествий со смертельным исходом виновата усталость водителей. Недавно ученые обнаружили, что естественная вибрация автомобилей приводит к сонливости, нарушает концентрацию внимания и понижает уровень осторожности уже через 15 минут после того, как водитель садится за руль. Ученые из Мельбурнского королевского технологического университета (Австралия) надеются, что их исследование может быть использовано производителями для усовершенствования автомобильных сидений, чтобы помочь водителям сохранять ясность мышления и внимательность во время движения. Это приведет к снижению дорожных инцидентов, связанных с утомлением водителей.

Волонтеры были протестированы на виртуальном симуляторе, который может вибрировать на разных частотах.

Профессор Стивен Робинсон сказал, что влияние физической вибрации на водителей так и не было достаточно изучено, несмотря на все возрастающие доказательства того, что вибрация дает чувство сонливости. «Мы знаем, что 1 из 5 австралийцев, попавших в аварию, заснул за рулем, и мы уверены, что вождение в сонливом состоянии является важной проблемой для безопасности дорожного движения», — сказал Робинсон.

«Когда вы устали, не нужно много времени, чтобы начать дремать, а мы обнаружили, что вибрации, производимые автокреслами во время вождения, могут убаюкать ваш мозг и тело. Наше исследование показывает, что размеренные вибрации на низких частотах — то, что мы испытываем при вождении автомобилей и грузовиков, — постепенно вызывает сонливость даже у людей, которые хорошо отдохнули и полностью здоровы. Через 15 минут с момента, когда вы садитесь в машину, появляется сонливость. Через полчаса она уже наносит ощутимый удар по вашей способности концентрировать внимание и осторожности. Чтобы повысить безопасность дорожного движения, мы предлагаем создавать такие модели автомобильных сидений, которые будут инактивировать убаюкивающий эффект и смогут бороться с сонливостью, вызванной вибрацией».

Под руководством главных исследователей, доцента Мохаммада Фарда и профессора Стивена Робинсона, команда ученых изучила поведение 15 добровольцев в виртуальных симуляторах, которые имитируют вождение на монотонном двухполостном шоссе. Эти «испытательные машины» были настроены на платформах, которые могли вибрировать на разных частотах, причем добровольцев тестировали дважды — один раз с вибрациями на низких частотах (4-7 Гц) и один раз без вибрации. Утомляемость, вызванная вибрацией, усложняет, как психологически, так и физиологически, выполнение умственных задач, что ведет к активации нервной системы, что, в свою очередь, приводит к изменениям в сердцебиении. Исследуя вариабельность сердечного ритма добровольцев, ученые смогли получить объективную оценку уровня их сонливости во время проведения 60-минутного теста. Через 15 минут после начала вибрационного теста добровольцы начали проявлять признаки сонливости. Через 30 минут наблюдалась значительная сонливость, которая требовала значительных усилий для поддержания бдительности и когнитивной деятельности. Сонливость постепенно возрастала по ходу теста, достигнув пика к 60 минутам.

Доцент Мохаммад Фард сказал, что его команде требуется продолжить исследование для окончательных выводов, например, необходимо выяснить, как вибрации влияют на людей, отличающихся друг от друга по различным демографическим показателям. «Мы хотим изучить более крупную когорту, главным образом для того, чтобы понять, как возраст может повлиять на уязвимость водителя к усыпляющему действию вибрации, а также как влияют на процесс проблемы со здоровьем, такие, например, как апноэ во сне», — сказал он. «Наши исследования также наводят на мысль, что вибрации на некоторых частотах могут иметь и обратный эффект — они помогают людям бодрствовать. «Поэтому мы планируем изучить более широкий диапазон частот, чтобы информировать автомобилестроителей, как они могли бы использовать эти „хорошие вибрации “ в своих целях».